Олеся Яхно рассказала о перспективах вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе

25 октября 2016%, 10:42
 Політика

 

«Они и не допускают никого на эту территорию, потому что это позволяет спекулировать на нише гражданской войны, позволяет обстреливать территории и сваливать это все на Украину, позволяет по-прежнему наводнять этот регион оружием и наемниками»

В последние дни в риторике президента Украины все чаще стала звучать необходимость введения на Донбассе полицейской миссии ОБСЕ. Именно о введении такой миссии, по словам Петра Порошенко, договорились на недавней встрече в «нормандском формате».

Более того, важную роль полицейской миссии президент отводит в вопросе будущих выборов на Донбассе, которые, по его словам, возможны только после обеспечения компонента безопасности на востоке Украины. Так, именно представители ОБСЕ на этапе до выборов должны получить контроль над украино-российской границей. «Контроль со стороны вооруженной миссии ОБСЕ должен прекратить инфильтрацию российских войск, российского вооружения, российской амуниции, – объяснил Петр Порошенко в интервью украинским телеканалам. – На второй день мы должны обеспечить взятие под контроль украинскими военными границы».

Комментируя ситуацию с перспективами введения полицейской миссии, политолог Олеся Яхно отмечает: Россия не допускает на оккупированные территории Донбасса и украино-российскую границу никаких международных миссий, ведь подобная закрытость позволяет спекулировать на нише будто бы гражданской войны. По ее словам, любой открытый доступ какой-либо иностранной миссии на восточную Украину поможет прекратить часть процессов на Донбассе и снять часть мифов, которые Россия и самопровозглашенные республики используют в своей пропаганде.

Подробнее о том, почему невозможно решить конфликт на востоке Украины без какой-либо полицейской миссии, и о том, насколько реальны перспективы введения миссии ОБСЕ на Донбассе, FaceNews рассказала Олеся Яхно.

Олеся, как оцениваете перспективу работы вооруженной миссии ОБСЕ на Донбассе?

Я думаю, пока рано говорить о полицейской миссии как о принятом решении. В то же время мы знаем, что стороны, я имею в виду, в том числе, и Европу, в частности, Ангелу Меркель, раньше не допускали и не говорили о полицейской миссии. Полицейская миссия – это инициатива Украины, ведь всем понятно, что без какого-либо варианта такой миссии очень сложно будет реально добиться разоружения Донбасса.

Причем, когда говорят, «что может сделать миссия ОБСЕ, вооруженная какими-то пистолетами», или когда говорят, «что часть ОБСЕ состоит из России, поэтому что организация может сделать»... Тем не менее, Россия даже сейчас препятствует попаданию даже не полицейской миссии, а просто мониторинговой миссии ОБСЕ на всю оккупированную территорию, в том числе, на границу. Это происходит, потому что тогда станет понятно, что (идет, – FaceNews) гибридная война, то есть искусственно созданный конфликт, будет понятно, кто его поддерживает, в каком объеме, что, куда и в каком количестве завозится. Говорят, что обстрелы происходят ночью, когда как раз нет никакой миссии, чтобы потом обвинять в этом Украину.

Это же не открытый военный конфликт, когда стороны сражаются. Поэтому здесь важно в принципе присутствие и, прежде всего, мониторинг, доступ ко всей территории с точки зрения виденья и понимания, что там происходит. Поэтому Россия препятствует даже доступу мониторинговой миссии.

Теперь, что касается перспектив. Мы прекрасно понимаем, что любая другая миссия – это еще менее вероятно. Скажем, (миссия, – FaceNews) ООН, где у России в Совете безопасности есть право вето. Миссия Европейского Союза – это тоже нереально, потому что лидеры ЕС никогда не примут такого решения с точки зрения своих рейтингов в их странах, понимая, что у них будут выборы. Кроме того, у ЕС никогда не было опыта где-то воевать. То есть миссия ОБСЕ – это наиболее реальный вариант, и мы знаем, что на последних переговорах в Берлине об этом говорила, в том числе, и Меркель. Она говорила о полицейской миссии ОБСЕ под выборы, тем самым давая понять, что такая полицейская миссия может быть возможна под процесс выборов. Причем, это не означает, что выборы уже как выборы происходят, это означает процесс подготовки, создания необходимых условий, после реализации которых может быть назначена дата таких выборов.

Народный депутат Украины Павел Кишкарь отмечает, что для формирования полицейской миссии необходимо согласие всех членов ОБСЕ, одним из которых является Россия. Федерация, по его словам, наверное, будет блокировать этот процесс. Что думаете об этом?

Понятно, что такая полицейская миссия может быть возможна, когда проголосуют все члены ОБСЕ. Россия, конечно, может блокировать такое решение. Но в тоже время тогда для всех станет очевидно, кто является единственным субъектом, который блокирует все решения, начиная от ООН и теперь заканчивая на уровне ОБСЕ.

Кроме того, необходимо учитывать, что зимой 2017 года санкции, скорее всего, будут проделы. Если ничего не меняется, то естественно, что санкции будут продлены. Есть еще отчет по «Боингу». Поэтому здесь для России по-прежнему сохраняется вариант того, когда она может сделать шаг назад, но начать реальный процесс не просто демилитаризации Донбасса, но и остановить негативные процессы в отношении самой себя. Такой выбор.

Но ставить вопрос даже, если он выглядит нереалистичным в виду того, что Россия должна проголосовать, мы должны. Нужно понимать, что такого типа конфликт невозможно будет решить без какой-либо полицейской миссии на этой территории. Это в принципе невозможно хотя бы с учетом того, сколько там заминировано, сколько оружия находится. Без допуска туда не Украины, а какой-либо международной миссии, которая по идее должна сопровождать процесс демилитаризации, будет нереально разоружить этот регион, даже если на это уже будет воля самой России.

Нардеп Юрий Береза отмечает, что обсуждать вопросы взятия миссией ОБСЕ под контроль украино-российской границы необходимо после того, как наемники федерации покинут Донбасс. Как можете это прокомментировать?

Это понятно. Россия не допускает даже наблюдательную миссию ОБСЕ на всю территорию, потому что тогда станет понятно, сколько там есть военных, как и когда завозится оружие. Поэтому любой допуск любой полицейской миссии на эту территорию, и даже как первый шаг – допуск наблюдательной – само по себе принятие этих решений станет стартом, чтобы эти военные покинули эту территорию. Открыто, я имею в виду российских военных, они сражаться не будут, ведь они же говорят, что это не война Росси против Украины, а гражданский конфликт.

Но представители ОБСЕ – это же не Украина, не «Правый сектор», как пугает Россия в своей пропаганде Украины, это представители международной организации, цель которой заключается в том, чтобы разоружить этот регион. Поэтому если те российские граждане вступят в конфликт, то они подтвердят, что это никакая якобы не гражданская война, а открытая внешняя агрессия, вторжение Российской Федерации на украинскую территорию. Исходя из этого, допуск такой миссии станет стартом того, что Россия будет выводить своих наемников и своих граждан, которые есть на той территории.

Другое дело, что делать с оружием, которое там находится. Мне кажется, в этом смысле, если представить, что такая миссия будет допущена, то это более сложный вопрос, потому что там есть разные инициативы. Украина говорила, чтобы Россия забирала свое оружие вместе с наемниками. Также есть инициатива создать охраняемые базы на той же территории с тем же оружием, что представляется опасным, потому что, если там есть такие запасы оружия, в любой момент, при каком-то изменении ситуации это может повернуться в другую сторону. Поэтому здесь в этом больше проблема, а не в том, что если туда войдет миссия ОБСЕ, граждане Российской Федерации начнут сражаться.

Они и не допускают никого на эту территорию, потому что это позволяет спекулировать на этой нише гражданской войны, позволяет обстреливать территории и сваливать это все на Украину, позволяет по-прежнему наводнять этот регион оружием и наемниками. Любой открытый доступ к этому региону может автоматически снять часть этих мифов и часть этих процессов

Софико Векуа

FaceNews
http://facenews.ua/articles/2016/309848/